Гильдия Тяжелого Металла

 
 
 
 
  Ora Pro Nobis :: Интервью :: Kai Mathias Stalhammar  
 



Вы определяете ваш стиль как "прогрессивный дум металл" - почему? Есть ли у вас какие-либо особые причины для этого?

- Вопрос этот носит рестроспективный характер, так как это определение относилось к начальному периоду существования группы и уже более года как утратило свою актуальность. Под 'progressive' мы тогда подразумевали развитие в сторону большей открытости и свободного включения в нашу музыку элементов различных стилей, сознательное избавление от канонов и рамок какой бы то ни было стилистики. Нас объединило желание играть отчетливую и прочувствованную музыку, каждый аккорд которой звучал не просто так, а подчинялся определенной конечной цели. Doom стал для нас воротами в музыкальный мир, тем более что в 1994 году он был одним из самых перспективных и современных направлений. Нам очень нравилась и нравится до сих пор эта музыка, но уже ко времени записи альбома ?Посвящение¦ группа далеко ушла от этого направления. Стилистические требования часто вставали вразрез с нашими собственными идеями, и так получилось, что группа двинулась в направлении более традиционной тяжелой музыки, отказавшись от брутального и экстремального звучания взамен большей мелодичности. В то же время мы не забываем о своих корнях, и, возможно, еще вернемся к более тяжелому звучанию. Но сейчас от doom осталось достаточно глубоко скрытое влияние, главным образом общее меланхолическое настроение, ну а приставка progressive, как я уже сказал, не означала нашей принадлежности к давно сложившемуся одноименному стилю со своими законами. Мы никогда не боялись использовать сложные размеры, синкопированные риффы, строить композиции с достаточно непростой структурой, но все же прекрасно осознаем, что с FATES WARNING или DREAM THEATER группа ORA PRO NOBIS имеет мало общего. Таким образом, в названии 'progressive doom metal band' первые два слова принадлежат истории, хотя я надеюсь, что 'progressive' элементы еще получат свое воплощение в будущем.

Давай немного углубимся в прошлое вашей группы... Какие события, произошедшие за время существования ORA PRO NOBIS, ты считаешь наиболее важными для группы и лично для себя?

- Здесь, наверное, я не скажу ничего неожиданного или неизвестного. Достаточно просто заглянуть в биографию группы v образование коллектива в феврале 1994 года, появление названия ORA PRO NOBIS через полгода, первые концерты... Очень сильно влияли все изменения в составе, так как каждый человек вкладывал в группу свои идеи, а уходя, уносил с собой свое музыкальное мышление, что неизбежно оказывало серьезные изменения на музыку группы в целом. Поскольку ORA PRO NOBIS с самого начала были и остаются по сей день группой равноправных участников, каждый из которых, условно говоря, делает в группе все, что хочет, пока это устраивает остальных, мы всегда стараемся добиться компромисса между нашими достаточно разнообразными и порой полярными вкусами, чтобы получившиеся песни нравились нам всем без исключения. В этом и заключается, наверное, одна из основных причин постоянного и порой неожиданного развития группы. Также очень сильное влияние оказал весь опыт работы на студии. На записи мы всегда старались выдать самое лучшее, на что были способны... можно сказать, что каждый час, проведенный в студии эквивалентен по ценности неделе обычных репетиций. После студийных сессий группа заметно вырастала в профессиональном плане, студия открывала глаза на многие ошибки и указывала пути и направления для дальнейшей работы. Пожалуй, последним важным событием стал наконец-то случившийся выход "Посвящения" на фирме Metal Agen Records. Сейчас, конечно, этот материал немного устарел как в контексте общего развития тяжелой музыки, так и в плане развития самой группы, ведь за полтора года, прошедшие с его записи, мы снова достаточно сильно изменились. Поэтому этот альбом уже не отражает современное сотояние группы, мы даже те же самые песни играем совсем по-другому. Но все же хорошо, что нас хотя бы образца 1996 года услышит большее количество людей, чем до сих пор.

Насколько я знаю, с самого начала вы писали стихи исключительно на русском языке... Что это - просто стремление к оригинальности или нечто большее? Есть ли у них какое-либо конкретное значение или вы пишете их в некоем "абстрактном" ключе? И кто такая Зинаида Гиппиус?

тво- Тексты на русском языке ? это прежде всего трезвая оценка своих возможностей. Мы не стремились с самого начала завоевать весь мир, не заявляли, подобно GREAT SORROW, что мы ориентированы только на Запад и т.п. Раз мы выступаем только в России, и наши альбомы в основном доходят только до местной аудитории, то какой смысл шифровать свои послания на чужом и непонятном большинству языке? Мы ни от кого не прячем свои мысли и не стесняемся своих эмоций. К тому же совершенно не хочется превращать все свое творчество в пародию, как это делает большинство русских групп, совершенно не владеющих языком, но все же выдавливающих из себя неграмотные конструкции, о смысле которых можно только догадываться, причем на слух они совершенно не воспринимаются из-за отвратного произношения. Как сказал перед одним из наших концертов человек, многое сделавший для группы и просто наш большой друг Александр Салтыков, "лучше петь хорошо на русском, чем х...во на английском". Тексты к трем песням "Посвящения" написаны Димой, и к одной нашим бывшим басистом Андреем. Я бы не назвал эти стихи отвлеченными. Мне кажется, в них отражаются, как в зеркале, личные переживания, эмоции, чувства, мысли о месте человека в мире, об управляющих людьми высших силах... Они очень серьезны и искренни, сильно связаны с музыкой и настолько же важны. Если стихи слабее музыки или наоборот, то песня не получится, она просто не будет живой... Все вышесказанное, конечно же, не означает, что группа ORA PRO NOBIS полностью отрицает английский язык. Если у нас действительно появится шанс выйти за пределы локальной известности и работать за границей, мы не сможем пренебречь необходимостью преодоления языкового барьера и песни будут испольняться на английском. Но это произойдет только тогда, когда мы будем в состоянии делать это на достаточно высоком уровне, и когда в этом будет необходимость. Вообще меня удивляет, что в России считается чем-то странным испольнять песни на родном языке. Такого, наверное, ни в одной другой стране нет. А судя по отзывам из зарубежных 'zines, и просто от тамошних людей, слышавших наш материал, русский язык придает особый колорит и привлекательность, тем более для нашей достаточно медленной музыки распевность русского языка подходит куда больше, чем отрывистые короткие английские слова. Появление песен на стихи Зинаиды Гиппиус также не было случайным. Как я понимаю, задавая вопрос "Кто такая Зинаида Гиппиус?", ты сильно лукавишь. Классическая русская поэтесса начала XX века, после революции эмигрировавшая во Францию, жена Д. Мережковского и близкая подруга Надежды Александровны Тэффи, яркий представитель течения символистов ее имя знакомо, наверное, каждому культурному русскому человеку. В ее стихах мы нашли удивительно глубокое отражение состояния, овладевшего группой в тот период, мистическое проникновение и понимание. Они несли в себе и обреченность, и усталость, но в то же время надежду и веру в себя, в предначертание. Духовная высота и серьезность этих стихов передалась и нашей музыке, именно здесь кроется начало изменений, происшедших с ORA PRO NOBIS со времен Обречен на пути к Посвящению. Высокая поэзия требовала адекватного музыкального воплощения, поэтому группа отошла от аггресивного doom-death звучания, развивая собственный стиль, с особым упором на мелодику и органичное звучание всего материала. Звериный рык никак не вязался со словами о любви и о Боге, поэтому Дима, вначале и слышать об этом не хотевший, начал все же развивать свои вокальные способности. Со времени записи Посвящения прошло уже полтора года, так что по нему нельзя судить о нынешнем вокале. В преддверии нового альбома могу только заверить, что на сегодняшний день из всех Санкт-Петербургских тяжелых команд у нас, наверное, единственный вокалист, который действительно поет. Димин прогресс просто потрясает, скоро он не будет уступать профессиональным вокалистам и это человек, который еще три года назад записывал "Обречен" !!

Несколько слов о вашей сделке с Metal Agen Records... Собираются ли они выпустить "Посвящение" на компакт дисках?

- Насколько я понял, Metal Agen Records не является лейблом в полном смысле этого слова. Обычно западные фирмы, заключив с группой контракт, не ограничиваются просто выпуском одного альбома, а всячески проталкивают группу на рынок, устраивают ей концерты, туры и т.д. Наша кассета вышла с большим опозданием, обложка для нее сделана просто халтурно, никакого промоушна со стороны фирмы мы так и не видели, обещанных концертов также не дождались. CD возможно будет выпущен, но я боюсь, что он уже не найдет своего слушателя, так как музыка имеет свойство несколько устаревать. Мы сейчас к тому же играем несколько другую музыку, и он будет создавать о нас несколько неправильное представление, к тому же новая программа появится на CD скорее всего еще раньше, чем "Посвящение". Но все эти негативные моменты перевешивает одно важное обстоятельство. Прайс сейчас является одним из немногих в России, которые хоть что-то делают для тяжелой андерграундной сцены. Не будь его фирмы, для многих групп единственной возможностью остался бы самофинансированный релиз мы на своем опыте поняли, что с такой музыкой мало кто хочет иметь дело. А при отсутствии дистрибуции такой выпуск занятие безнадежное. Поэтому я все же надеюсь, что все у них наладится, и полугодовые задержки уйдут в безвозвратное прошлое.

Ваше не так давно реализованное демо включало в себя три песни весьма депрессивного doom metal'а с использованием скрипки, чудовищно длинными песнями и явным влиянием MY DYING BRIDE... Вот почему я был почти что шокирован после прослушивания "Посвящения" - вы изменили свой стиль крайне радикальным образом... Что явилось причиной этих изменений и что мы можем ожидать от ORA PRO NOBIS в будущем?

- Не забывай, что менялись не только мы, эти перемены характерны для стиля в целом. Многие команды уходили от экстремальной музыки в сторону классического gothic PARADISE LOST, CREMATORY, THE GATHERING, да и MY DYING BRIDE тоже изменились. К тому же "Обречен" и "Посвящение" записывали практически две разных групп. Уход скрипачки Насти, появление клавишных и второй гитары сыграли неминуемую роль в изменении звучания. Затем, новые песни качественно отличались от раннего материала, и мы не могли уже делать их в своей первоначальной манере. Все перемены в звуке происходили медленно и вполне естественно мы постоянно экспериментировали, набирались опыта. Дело в том, что студийные записи, как фотографии, отражают некоторое мгновенное состояние, а не отражают весь путь, пройденный песнями. Так что в основе всех этих перемен лежит вполне естественный процесс развития. Мы не относимся к группам, которые нащупав один раз направление твердо придерживаются его на протяжении всего существования. То, что каждый из нас имеет большое влияние на конечный результат, также двигает группу вперед. Если ORA PRO NOBIS не будет меняться, то группа просто закончится, но пока что у нас есть силы пробовать новые подходы. Мне сейчас трудно предсказать, что можно ожидать от группы в будущем. Может быть, мы снова несколько ужесточим саунд, возможно, двинемся в сторону прогрессивного рока, хотя, можем наоборот удариться в написание простых песен с минимальным аккомпанементом и основным упором на вокал. Вероятнее всего, мы будем сочетать все эти подходы. Каждый из нас хочет играть здесь свою любимую музыку, а вкусы у нас очень разные. Вместе с тем, мы избегаем очевидных заимствований, поэтому идеи, почерпнутые у других коллективов трансформируются до неузнаваемости и лишь потом становятся составляющими нашей музыки.

Я заметил некоторые библейские мотивы в ваших стихах... Соответственно, возникает естественный вопрос - каково ваше отношение к религии (христианству, в частности)? VAE SOLIS (а соответственно и я) имеет ярко-выраженные антихристианские (но не сатанинские!) взгляды - есть ли у тебя что-либо, что ты мог бы сказать мне по этому поводу?

- Не совсем библейские. Это более общие мысли о человеке и о Боге. Христианство подразумевает более жесткое толкование этих понятий, чем в стихах "Посвящения". Мы не являемся христианской группой, не несем какое-то религиозное послание, это просто поводы для размышления и в какой-то мере различные точки зрения. Если же говорить о личном отношении к религии, то у каждого из нас свои представления о ней, и каждый сам решает, во что верить. Соответственно, такое же отношение это имеет ко всем людям. Кого-то не устраивают христианские заповеди, а кому-то противны сатанинские идеи, кто-то предпочитает верить только в себя... Я могу понять и тех, и других, и третьих... Это личное дело каждого человека, нельзя навязывать свой выбор кому-то еще. Поэтому все взгляды имеют равное право на существование.

Почему русский underground настолько слаб, как ты думаешь? Станем ли мы когда-нибудь страной с сильной и уважаемой во всём мире металлической сценой или же это всего лишь очередная безнадёжная мечта?

- Причин тому очень много... По-моему, главным условием существования сильного металлического андерграунда является широкая популярность и продаваемость металлической музыки в стране. В России же это музыка для условно небольшого числа поклонников, не обладающая всенародной популярностью. Народ в своем большинстве хавает то, что крутится по ТВ + всякую кабацко-ресторанную погань (т.е. русский шансон). 70 лет совка все же не прошли бесследно, и уровень культурных запросов населения будет подниматься еще очень долго. О чем говорить, если на недавнем концерте MOTORHEAD в нашем городе было около 5000 человек, а на концертах местных металлических групп обычно продается не более 200 билетов... сейчас никто не будет работать за идею. Если группа не собирает зал, кто захочет устраивать ей концерты? У нас в городе сейчас реально существуют 2-3 площадки, где может выступать тяжелая команда, то есть очень мало возможностей выступать и очень небольшая аудитория. Отсюда вытекает практическая невозможность ездить по стране, так как сборы от концертов не окупят затрат на дорогу и организацию. В конечном счете все это выливается в общую беду русской музыки ? общий довольно низкий уровень исполнения и композиции, так как нет стимула повышать уровень, нет жесткой конкуренции, как во всем цивилизованном мире. Именно конкуренция толкает к постоянному развитию и повышению уровня игры, улучшению музыки. Опять же, у России до сих пор нет общего культурного пространства с Европой и Западом, поэтому русские коллективы практически неизвестны везде, кроме местной сцены. В основном, все западные группы, что-то из себя представляющие, находятся на контракте у тех или иных лейблов, которые вкладывают в них деньги, продвигают их на сцене, т.е. создают им все условия для работы. У нас же все по-другому, за все платят сами музыканты - за аренду репетиционной базы, за время работы в студии, а порой даже за выступления на концертах! Выпускать и распространять альбомы тоже приходится за свой счет, и хорошо, если у группы есть на все это деньги, а если их просто нет? Часто это останавливает очень многих начинающих музыкантов, и масса даже зрелых групп разваливаетсяя, устав бороться с этим болотом. Поэтому для появления сильной металлической сцены в России сейчас не хватает именно людей, которые поймут, что на этой музыке тоже можно зарабатывать, так как музыкантов на самом деле много, и хороших групп тоже немало, нужны только условия для их развития. Должны быть радио-передачи, журналы, клубы, лейблы, занимающиеся раскруткой металла в России. А самое главное, то есть музыка и музыканты, в России уже есть. Но если индустрия работающая с тяжелыми группами не появится, то на своем энтузиазме мы далеко не уедем.

На данный момент блэк металл является одним из самых популярных течений в современной экстремальной музыке... Каково твоё мнение об этой музыке, идеологии, стоящей за ней и её сегодняшней попудярности?

- Мне лично кажется, что музыка и идеология вообще не имеют ничего общего. Я ничего не имею против групп с сатанинскими, христианскими, языческими или атеистическими текстами - это их личное дело, на какой бы точке зрения они не стояли. Главное, чтобы все это не было показухой, то есть если ты на сцене сатанист, то оставайся им сойдя с нее и наоборот. Если все это искренне, то честность не может не вызывать уважения. В тяжелой музыке всегда наиболее популярными были самые экстремальные течения... в начале 80-х это был хэви-металл, потом появились спид, трэш, в начале 90-х доминировал death-metal. Сейчас пришло время black-metal, который сильно развился со времен появления HELLHAMMER и VENOM. Сейчас black включает в себя массу очень разных течений, какие-то из них мне очень нравятся, какие-то нет... В общем, black это такая же музыка, не лучше и не хуже, просто сейчас он звучит наиболее свежо. Я думаю через год-полтора на гребне популярности будет уже какой-то другой экстремизм, а у black metal останутся свои верные поклонники.

Имеют ли что-либо общее такие термины как "коммерция" и "экстремальная музыка"? Обращаешь ли ты внимание на заявления типа "эта группа фальшива, а вот та - истинна", "они продались этим trend-maker'ам из Nuclear Blast..."?

- Люди, которые так говорят, видимо, совершенно не представляют себе условия, в которых создается музыка. Мне кажется, что какой бы экстремальной группа не была, от контракта с лейблом она не откажется. Рождение настоящей музыки процесс очень мистический, ее нельзя сесть и написать на заказ. Музыканты играют то, что приходит к ним откуда-то свыше... поэтому никакие деньги не могут повлиять на творчество. Контракт ничего не меняет в музыкальном плане, просто у группы появляется больше возможностей, финансовая поддержка позволяет записать материал намного лучше, отыграть больше концертов, приобрести лучшие инструменты и т.д. В общем, надо быть идиотом, чтобы отказаться от всего того, что только помогает в творчестве. Если вдуматься, то что означает термин 'коммерческая' музыка? Коммерческим может быть любое произведение, если оно сделано настолько хорошо, чтобы быть интересным большому числу людей. Некоммерческих стилей нет, есть музыканты, которые не настолько хорошо играют и пишут музыку, чтобы быть успешно продаваемыми. Если же они намеренно не хотят, чтобы их альбомы покупались, то зачем тогда вообще записывать и выпускать их? Если они творят только для себя, вполне достаточно сидеть дома в обнимку с инструментом.

"Посвящение" было записано более года назад... Готовы ли у вас новые песни, и если да, то как они звучат? Вы придерживаетесь своего прежнего направления или же пришло время для ещё одной кардинальной перемены?

- У нас полностью готова новая программа из шести песен, и мы уже принимаемся за следующую. Мы придерживаемся своего направления в том смысле, что мы не стоим на месте, а продолжаем развивать наш стиль, в то же время оставаясь узнаваемой группой - мы уже имеем собственный саунд, какие-то характерные черты... Если говорить о чисто технических отличиях новых песен, то они в общем несколько быстрее и компактнее, и содержат меньше резко отличающихся частей, то есть мы постепенно приходим к классической песенной форме. В новых песнях намного больше клавишных и значительно выросла роль вокала. Появление нового бас-гитариста Максима, профессионально владеющего инструментом, наконец позволило нам добиться возникновения настоящей ритм-секции, которая как мотор ведет все песни. Я надеюсь, альбом скоро будет записан, и слушатели смогут сами оценить все плюсы и минусы нашего развития.

Странно, но сравнение которое сразу пришло мне в голову после прослушивания первой песни на "Посвящении" - это... ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК. Согласишься ли ты со мной, если я скажу, что эта группа здорово повлияла на вас, или, по крайней мере, на вашего вокалиста? Его голос здорово напоминает мне Крупновский... Также я мог бы провести параллели с GREAT SORROW...

- Нет, ни в коем случае. Если у нас и есть какие-то влияния, то мы все же предпочитаем пользоваться первоисточниками, а русские группы, в особенности первой волны хэви-метал, так или иначе кого-то копируют. Что же касается Димы... Мне кажется, основное влияние на него ? это он сам, он намеренно слушает очень мало музыки, чтобы не начать случайно на кого-то походить. На "Посвящении" он использовал далеко не все возможности своего голоса, и на новом альбоме его вокал будет заметно сильнее. Я думаю его голос похож на Крупнова, с чьим творчеством я знаком очень слабо, чтобы сказать что-то определенное по его поводу, в той же степени, как, допустим, на вокалистов LAKE OF TEARS или TIAMAT периода 1995 года. Это просто голос человека, на переходном периоде от грубого рычания к традиционному вокалу, вот и все. А что касается GREAT SORROW, то нас с ними объединяет только то, что мы родом из одного города. Они на нас точно никак не влияют, просто мы работаем примерно в одном с ними направлении.

В записи вашего дебютного альбома принимали участие двое сессионных музыканта - Наталья Пилипенко и Павел Богов. Было бы интересно узнать, где вы их нашли (я имею ввиду - в каких группах) и существует ли вероятность того, что они станут полноценными участниками ORA PRO NOBIS в будущем?

- Вот опять эти дурацкие опечатки на обложке... Павел Ботов - это лидер-гитарист классического состава AWESOME, а Наталья ни в какой группе не выступала, она просто профессиональный музыкант, раньше пела в хоре, а на момент записи нашего альбома она работала на студии - делала аранжировки, подпевки и т.д. Мы очень благодарны им обоим за участие в записи, а что касается постоянного участия в составе группы - это зависит от их желания, потому что мы сами были бы очень рады иметь в составе таких хороших музыкантов и просто прекрасных людей.

Студия AWESOME... Это случайно не собственность музыкантов одноимённой группы? Если да, то обладаешь ли ты каким либо новостями, касаемо этого проекта? Чем они занимаются сейчас, когда мы сможем услышать их новые записи, и т.д.

- Студия эта действительно создавалась группой AWESOME, но сейчас перешла в другие руки, а в персонале студии из AWESOME остался только Денис Можин. Группа распалась еще в 1996 году, сейчас выступает одноименный состав, в котором от оригинального состава остался только вокалист-басист Кирилл -Культ- Дацко. По сравнению с группой, которая записывала "Delicious Religion", этот состав очень слаб, как ни печально, приходится констатировать, что AWESOME сейчас просто нет. Насколько я понимаю, если воссоединение и произойдет, то далеко не в ближайшем будущем. В принципе, они еще в 1995 году достигли всего, чего может добиться в нашей стране группа с такой музыкой, а переход на более высокий уровень раскрутки очень затруднителен. Смысла же стоять на месте нет никакого... это причина распада очень многих групп, не только AWESOME, в лице которых Санкт-Петербург потерял одну из самых интересных и оригинальных команд.

Ok, теперь время для одного FAQ'а - что такое ORA PRO NOBIS?

- "Молись за нас".

Кстати, почему вы выбрали для своей группы латинское название?

- Вообще, нынешняя группа создавалась на осколках коллектива "Мор" и первые полгода мы работали под этим названием. Но за это время на нас свалилась масса неприятностей ? басист сломал палец, Дима загремел в больницу с аппендицитом, все болели. Вдобавок мы несколько месяцев бегали по разным клубам с репетиционной записью, но никто выпускать нас на сцену не хотел, хотя порой у них играли в сотни раз худшие группы. В конце концов мы решили, что с таким названием у группы никакого будущего не будет и пора его менять, тем более что одни PESTILENCE уже были. ORA PRO NOBIS появилось не из католических песнопений, как многие думают, а из романа Гофмана "Эликсир Сатаны", где такими словами прощались со странником-монахом. Самое главное, что в отличие от -мор-, эти слова не ассоциировались со смертельным имиджем, и мы могли играть разную музыку, оставаясь верными идее ORA PRO NOBIS. После того, как мы решили что отныне группа будет называться именно так, Дима по известным ему принципам теории чисел подсчитал числовые эквиваленты наших имен и этого названия, и оказалось, что ORA PRO NOBIS замечательно подходит ко всем нашим личностям по отдельности и в целом. Поэтому эти слова остаются нашим символом на протяжении уже четырех лет.

Обложка "Посвящения" довольно сюрреалистична... Что за смысл кроется за ней?

- На этих картинах художницей Ириной Ильиной было отображено видение ей нашей музыки. Ей никто не навязывал никаких идей, но она удивительно проникла в самые сокровенные глубины музыки и то, что она нарисовала, было и тем, что мы сами мысленно представляли себе, только в более отчетливой форме. Я не буду пускаться в детальный анализ, как и в музыке, в картине каждый человек найдет что-то свое, особенное и понятное только ему. Основной смысл ее, как и всего альбома, в том, что во тьме мира есть пути как наверх, так и вниз... Внутри огромного и пустынного собора, подавляющего своим холодным величием падает (или поднимается?) крохотное белое крыло...

Земля и Космос, "земное" и "небесное" - как ты понимаешь эти часто упоминаемые слова?

- Эти вещи существуют как единое целое, которое нельзя разделять. Земля, конечно, навряд ли центр мироздания, как утверждают христиане... Я думаю, что нам здесь уготована своя роль в развитии мира, и мы должны сознавать, что от наших действий зависим не только мы, но и вся Вселенная. Может быть однажды мы перестанем быть обособленной единицей пространства и познаем весь этот мир... может быть, после смерти...

Что ты можешь сказать о нашей общей Родине? Я часто встречал людей, которые говорили вещи типа "О, как я хотел бы смыться из этой чёртовой страны...!" и тому подобное. Если у вас будет шанс покинуть Россию, воспользуетесь ли вы им? Не считаешь ли ты, что иммигранты - просто ничтожные трусы "бегущие от собственных проблем, вместо того, чтобы попытаться их разрешить" (Викернес)?

- Я не знаю, кого имел в виду Варг, может быть относительно Норвегии, где сидя в тюрьме можно выпускать альбомы, он и прав... а о России и о людях, уезжающих отсюда, можно судить только самому побывав на их месте, прожив здесь несколько лет... Здесь действительно очень тяжело, а человеку творческому вдвойне, поэтому я не могу осуждать никого из эмигрантов. Вместе с тем, решившись на этот шаг, они, по-моему, теряют больше, чем получают... может быть, они приобретают спокойную, сытую жизнь, но их окружают чужие люди с другим образом мыслей, они сами становятся никому не нужными чужаками. Понятия родины и корней не являются пустыми словами, но их полностью осознаешь, оказавшись оторванным от них. Как бы неустроенна не была наша страна, мы все здесь родились и впитали в себя ее часть. Опять же, никто кроме нас самих не сделает ее лучше. Если у нас действительно появится шанс уехать и работать на Западе... мы не сможем отказаться, потому что если у нас есть способности добиться успеха и там, то бессмыссленно пренебрегать этим... но мы уедем, чтобы вернуться сюда, обязательно. Там все равно все чужое и не наше, мы рождены в России и останемся в ней до самой смерти.

Ты назвал меня "поклонником Лавкрафта" после получения моего первого email'а. Похоже, ты знаком с его творчеством? Каково твоё мнение об этом человеке и его произведениях и что ты думаешь о так называемой "мифологии Ктулху"? Можем ли мы предположить, что все эти существа действительно реальны?

- Да, я читал его произведения, причем на это меня подвигли альбомы группы MORBID ANGEL. Потом оказалось, что очень многие команды строят свою лирику на ассоциациях с мифическим миром Лавкрафта, поэтому мне было действительно интересно познакомиться с его работами. Насколько я понял, он был очень замкнутым и прятавшимся от мира человеком, и создав свой мир, населенный демонами и подводными существами, ушел в него сам. Все его рассказы об инопланетных гигантах, ждущих своего часа под водой пронизаны предчувствием неизбежного конца существования человечества как господствующего вида на Земле... Лавкрафт как бы заставляет человека посмотреть на себя в космическом масштабе, как на пылинку перед лицом могучих сил Вселенной, древней и жестокой. Его работы свободны от слащавости, присущей обычно фэнтэзи, вся его мифология достаточно злая... может быть, многим людям его рассказы кажутся сатанинскими. Что же касается реальности существования всех этих существ... в принципе, я держусь той точки зрения, что реальность создается самими людьми. То, что мы считаем объективной реальностью, может быть и не реальность вовсе, а чей-то бред... может мы все существа из чьего-то сна, может, жертвы эксперимента каких-то неведомых сил... Поэтому те существа, которые появляются только в мыслях писателей... они не менее реальны чем мы. Это относится не только к Лавкрафту, конечно же... Так или иначе, если они где-то существуют, то не так важно, где находится это "где-то"... из воображения они легко могут перешагнуть в наш мир.

Ну а теперь давай перейдём от Лавкрафта к Некрономикону и оккультных науках... Чёрная Магия, оккультизм, мистицизм... - тебя интересуют эти темы?


- Для меня все эти вещи существуют как пути познания того, что не дано знать человеку в обыденном мире. Оккультизм это шаг за рамки устоявшихся представлений, попытка не быть игрушкой в руках судьбы, познать свое предназначение и самому управлять своей жизнью на основе открывшихся знаний. Самое важное в этом пути то, что встав на него, нужно четко осознавать с какими могучими силами предстоит общаться и бороться, какая ответственность лежит на оккультисте. Это не может быть забавой, это очень серьезное дело... Нельзя заниматься этим без опытного учителя и без специальных древних книг. Сейчас обыденность вытесняет у людей мысли о их высшем предназначении, о желании узнать в себе неизведанное. Поэтому настоящих оккультистов и магов осталось очень мало, и они хранят свое искусство в большом секрете. А многие из тех, кто сейчас объявляет себя таковыми, на самом деле ничего в оккультизме не смыслят.

И вот мы подошли к концу... Ваши будущие планы и что-нибудь в заключение...

- Будущие планы... во-первых, нам скоро предстоит запись нового альбома. Мы попытаемся издать его за рубежом, также мы сейчас усиленно пытаемся вылезти с концертами куда-нибудь за пределы нашего города. еще в планах работа с одним фольклорным коллективом, что из этого получится ? говорить еще рано...
Хочется поблагодарить тебя за интерес и непредвзятое отношение к нашей группе, а также очень интересные вопросы. Спасибо, что дал нам высказаться по многим действительно наболевшим темам. Надеюсь еще не раз увидеть новый выпуск VAE SOLIS ? одного из лучших, по-моему, журналов в сети. А всем нашим слушателям и поклонникам желаем запастись терпением и ждать наших новых альбомов и выступлений. ORA PRO NOBIS!

 
 
.
.
.
 
.

Copyright (c) 2003-2007 ГТМ